top of page
Снимок экрана 2023-04-28 в 10.36.46.png

Исаак ШВАРЦ

13.05.1923 - 27.12.2009

Исаак Шварц родился 13 мая 1923 года в  Ромнах  (ныне Сумская область   Украины ) в интеллигентной семье, где ему и его старшим сёстрам Софье и Марии с детства привили любовь к чтению и музыке. Дед по отцовской линии имел духовное звание, в начале  XX века  перебрался в Полтавскую губернию  из  Прибалтики . В  1930 году  семья Шварца переехала в  Ленинград , где жила в центре города, рядом с Невским проспектом . Мальчик, которого в семье не считали особо одарённым в сравнении с Софьей и особенно Марией, начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля у А. С. Замкова.

1935 год

12-летний Исаак Шварц принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии - в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог, профессор Леонид Владимирович Николаев. Шварц начал брать у него уроки, не оставляя занятий у А.С. Замкова.

1936 год

После ареста отца в 1936 году мать композитора с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе. 14-летний Исаак давал частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. В ссылке судьба свела Шварца со многими образованнейшими людьми, общение с которыми обогатило его на всю жизнь, во многом предопределило

будущую работу композитора над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведениям русских классиков: Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, А.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Максима Горького.

1938 год

В 1938 году Исаак начал брать уроки композиции у замечательного педагога В.Г. Фере. В последующие годы ссылки он приобрел профессионально ценные навыки, работая концертмейстером в Киргизском государственном театре. Во время Великой Отечественной войны он руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1943 году он женился на подруге детства и юности, пианистке Соне Полонской, вскоре родилась его единственная дочь Галина.

1945 год

Во Фрунзе Шварц познакомился с сестрой Д.Д. Шостаковича Марией Дмитриевной, пианисткой, сосланной по аналогичному поводу. После окончания ссылки, в 1945 году, по просьбе Шостаковича молодого композитора приняли в Ленинградскую консерваторию, где он учился в классах композиции у О. Евлахова и Б. Арапова, но посещал и классы Шостаковича. В те годы обучение в консерватории было платным, однако талантливый студент, обременённый семьёй и ребёнком, по неведомым ему причинам от платы был освобождён. Лишь в 1960 году на премьере шварцевского балета «Накануне» ректор  Павел Серебряков  засвидетельствовал, что Шостакович конфиденциально оплачивал обучение Шварца. В годы студенчества Шварц, как и Шостакович, обвинялся партийными инстанциями в «формализме в музыке», однако наотрез отказался, как того требовали, публично осудить наставника.

1946 год

В годы учёбы Шварц написал  сонату  соль минор для скрипки и фортепиано, струнный квартет , романсы на стихи  Пушкина ,  Тютчева ,  Фета ,  Полонского ,  Гейне , а также вариации для фортепиано, арию для скрипки с фортепиано. Творчество Шварца впервые

привлекло внимание музыковедов: у молодого автора отметили сочные контрасты лирических и жанровых музыкальных образов, естественную свежесть мелодики и гармонического языка. Романсы Шварца, написанные в студенческие годы, исполнялись на концертах известными ленинградскими певцами  Сергеем Шапошниковым ,  Надеждой Вельтер  и другими.

Летом 1946 года Шварц освоил  аккордеон  и после окончания первого курса консерватории стал каждый год выезжать на каникулы и заработки в живописную дачную местность  Сиверская  на берегу  Оредежа  в дальнем южном пригороде Ленинграда. Там он играл в домах отдыха, детских лагерях и на танцплощадках, а также обучал музыке детей. Однако

музыкальным педагогом Шварц впоследствии не стал, свою школу композиции не создавал, к его ученикам специалисты никого не причисляют, а своеобразный мелодический дар кинокомпозитора, по определению  Сергея Соловьёва , так и остался уникальным, единственным в своём роде.

1954-1955 год

В 1954 году Шварц написал своё первое крупное произведение — «Симфонию  фа минор», лирико-эпическое повествование о молодом современнике в четырёх частях. Симфония принесла подающему надежды композитору первый заметный успех. Мелодика симфонии органично связана с пафосом советских массовых песен и с народной музыкой.

Премьера состоялась 6 ноября 1954 года, с тех пор произведение много раз звучало в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1955 году симфония была исполнена на VIII Всесоюзном пленуме правления  Союза композиторов СССР , на котором Шварц был принят в его ряды.

Конец 1950-х годов

В конце 1950-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова «Идиот» Ф.М. Достоевского и «Горе от ума» А.С. Грибоедова в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени Горького. В дальнейшем прославленный режиссёр вновь обратился к музыке Шварца, работая над спектаклями

«Не склонившие головы» Н. Дугласа и Г. Смита и «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. В разное время композитор сотрудничал также с другими театрами Ленинграда и Москвы. Он - автор музыки к спектаклям «Доходное место» А.Н. Островского (Ленинградский театр имени А.С. Пушкина, режиссёр Р. Суслович), «Лес» А.Н. Островского (ЦТСА, режиссёр Владимир Мотыль), «Молва» Афанасия Салынского (Московский театр имени В.В. Маяковского, режиссёр А.А. Гончаров) и многим другим (всего свыше 35 спектаклей). В театре в полной мере раскрылось яркое лирическое дарование И. Шварца,

присущий ему тонкий психологизм, незаурядное чутье музыканта-драматурга.

1958 год

В 1958 году Шварц дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент» и «Балтийское небо». Он сотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссёрами страны, как Иван Пырьев, Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц, Сергей Микаэлян, Владимир Венгеров, Михаил Швейцер, Юлий Карасик, Владимир

Мотыль, Серегей Соловьёв, Николай Губенко, Григорий Аронов, Анатолий Бобровский, Алексей Герман, Пётр Тодоровский, Родион Нахапетов, Сергей Бодров, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Евгений Татарский.

Исаак Шварц написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: «Братья Карамазовы», «Живой труп», «Дикая собака Динго», «Семейное счастье», «Карусель», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Соломенная шляпка», «Егор Булычов», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Дерсу Узала», «Из жизни отдыхающих»,

«Избранные», «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Обрыв», «Нас венчали не в церкви», «Мелодия белой ночи», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Необычайное пари», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва» и другие. С Исааком Шварцем в кино работали замечательные дирижёры Ю. Темирканов, Э. Хачатурян, А. Лазарев, Е. Колобов, В. Джордания, М.

Эрмлер и др. Исаак Шварц удостоен 8 международных премий за киномузыку на

фестивалях в Венеции, Триесте, Западном Берлине, Англии. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

2000 год

В 2000 году композитор вновь обращается к симфоническому жанру, с которого начиналась его творческая жизнь. Он пишет Концерт для оркестра «Жёлтые звёзды» («Пуримшпиль в гетто») в 7-ми частях. Идея создания этого сочинения возникла у него под впечатлением от

прочитанных документальных записок одной из уцелевших узниц каунасского гетто, особенно потрясших композитора описанием празднования Пурима – самого весёлого еврейского праздника, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти праздником «с петлёй на шее». Исаак Шварц посвятил свой Концерт  памяти шведского дипломата

Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев.

Премьера Концерта для оркестра «Жёлтые звёзды» состоялась 10 мая 2000 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича (дирижёр В. Альтшулер). «Давно не звучала в Филармонии новая музыка такой пронзительной искренности и красоты», - так откликнулась газета «Невское время» на премьеру (проф. М. Бялик «Музыка скорби и мужества», 12.05.2000 г.). Первое исполнение сочинения в Москве состоялось в сентябре 2000 г. и было организовано племянницей композитора Милой Шварц – «Желтые звезды» прозвучали тогда в Концертном зале имени П.И. Чайковского в исполнении Российского национального оркестра (дирижер – Павел Сорокин).

2001 год

В 2001 году, также по инициативе продюсера Милы Шварц, была осуществлена первая запись Концерта - на студии «Мосфильм» Российским национальным оркестром. Последнее симфоническое сочинение Шварца, которое сам композитор называл «лирическим гимном мужеству», ждала счастливая исполнительская судьба, оно исполняется во всём мире - каждый раз с неизменным успехом.

С 1964 года до конца своих дней, более 45 лет, Шварц жил и работал в собственном доме в посёлке  Сиверский  (железнодорожная станция  Сиверская , в 70 км от Санкт-Петербурга) Гатчинского района  Ленинградской области. Здесь Шварца (которого ещё при жизни называли «сиверским отшельником») посещали  Владимир Высоцкий,  Андрей Миронов, Акира Куросава,  Зиновий Гердт,  Иннокентий Смоктуновский,  Сергей Соловьёв, Иосиф Бродский,  Булат Окуджава,  Владимир Мотыль,  Алексей Баталов,  Олег Басилашвили  и многие другие творческие деятели и друзья.

2009 год

Исаак Шварц ушёл из жизни 27 декабря 2009 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

2011 год

С 2011 года в Сиверском функционирует Мемориальный дом-музей И. И. Шварца, директором которого является вторая супруга композитора Антонина Нагорная.

Призы и награды

Лауреат Государственной премии России (1998, за фильм «Белое солнце пустыни»).

 

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года.

 

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15.09.2003).

 

Премии «Ника»:

- лучшему композитору (1992, за фильм «Луна-парк», за фильм «Белый король, Красная королева»).

- за лучшую музыку (2001, к фильму «Послушай, не идет ли дождь»).

- за лучшую музыку (2002, к фильму «Дикарка»).

 

Царскосельская художественная премия — «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX—XX веков» (2000).

 

Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за сюиту для симфонического оркестра «Мелодии белой ночи» и концерт для оркестра «Желтые звезды» (2008).

 

Почетный гражданин Ленинградской области (2003).

bottom of page